Когда мы рассказали друзьям, что собираемся посетить Вьетнам, когда в столице начинается ранняя весна, то нас старались все отговорить. Ведь именно это время принято в солнечной стране называть " не сезон" и время сезона дождей.
Несомненно, там грязно, шумно и людно - как всегда в Азии. Но только во Вьетнаме бухта с тремя тысячами островов, самые живописные рисовые чеки, в кофе - сгущенка вместо молока, а в уличных кафе стоит детская пластиковая мебель. Как найти «этот чертов Сайгон» из фильма «Апокалипсис сегодня» и базу партизан в лесу, почувствовать себя Джеймсом Бондом и перейти дорогу в Ханое - в нашем материале.

Треугольные шляпы из пальмовых листьев, согнувшиеся фигуры на рисовых чеках, суп фо и рыбный соус. Вьетнамская война. Нячанг - как наша Анапа, но с манго и пальмами.

Это, наверное, все, что знаешь, когда летишь в государство на побережье Южно-Китайского моря. Пересекаешь одну границу, а видишь две страны, чьи граждане часто не понимают друг друга. И, кстати, только в одной едят собак.
Решили, что в пику американцам, которые не смогли с юга дойти до севера, маршрут составим именно так: сначала — Хошимин (до 1975 года - Сайгон, бывшая столица Южного Вьетнама), потом внутренним рейсом до столицы Северного -Ханоя.

Но на юге предпочитают пиво, на севере — рисовое вино, рыбный соус в столице придется просить отдельно, а в окрестностях Сайгона его предлагают по умолчанию. Также если на юге принято есть из отдельных тарелок, на севере обычно заказывают несколько блюд и делятся друг с другом — возможно, сказалось влияние Китая, там часто поступают так же.
Собачатину готовят в основном на севере, в южных провинциях это скорее деликатес, который пробуют один-два раза в жизни.
Почти идентично во всем Вьетнаме отношение к глутамату натрия. Этот усилитель вкуса используют практически во всех уличных кафе и даже заведениях среднего уровня. Туристы шутят, что здесь не бывает невкусной еды — бывает мало глутамата.

Грязно, а точнее, мусорно, везде, может, чуть больше к побережью и чуть меньше - к горам. В кафе салфетки, а порой и разовую посуду смахивают на пол и не всегда успевают убрать к приходу следующих гостей. Также на улицах очень мало урн, мусор складывают вдоль дороги - его увозят ночью.

Ханой для пешехода — ад: мотоциклов здесь не просто много, а чудовищно много. Тротуары забиты припаркованным двухколесным транспортом — иди по дороге. Звуковой сигнал заменяет не только поворотники или «стопы», но и цвета светофоров.
Красный, зеленый воспринимают как мягкую рекомендацию, понятие встречного движения — как ненужную глупость. В Хошимине чуть лучше — перебегать улицу придется в 20 метрах от мотоцикла. В Ханое же — в нескольких шагах.

На севере россиян называют «самыми близкими друзьями» и широко улыбаются, но, как и другим туристам, цену на рынке и в салоне массажа назовут завышенную. Или «случайно» обсчитают. На менее популярном у путешественников юге с этим получше - видимо, ставка на возвратных клиентов.
Хотя в целом дело, похоже, не в скрытых мотивах или политических предпочтениях. Просто люди живут бедно, приходится как-то крутиться. Туризм, ничего личного.