Цирк Никулина - это особая философия


Практически все туристы, которые посещают столицу с ребенком, обязательно приходят в цирк Никулина. Сейчас это величественное здание служит настоящим украшением Цветного бульвара. Мимо не пройти - перед ступенями в здание несколько лет назад поставили памятник великому клоуну Юрию Никулину, который ни минуты не стоит "без дела", а постоянно служит настоящей меккой для всех любителей фотографирования. Накануне премьеры новой программы "Все краски цирка" мы встретились с директором цирка на Цветном - Максимом Никулиным, сыном прославленного клоуна.

- Когда строили этот цирк на Цветном, дирекция находилась в аварийном здании на Петровском бульваре. Бывшая квартира, три комнатки. Вот там все периодически собирались. И я тоже, хотя в цирке не работал, но, конечно, имел к этому отношение. Помните, как в старых фильмах о гражданской войне, когда красноармейцы сидят и говорят: "Братцы, надо потерпеть немножко, вот грянет мировая революция и заживем тогда..." Мы так же мечтали, строили какие-то планы, как это будет замечательно.Отец тогда говорил: "Когда построим цирк, я соберу всю старую мебель, которая в цирке осталась от Альберта Саламонского (он открыл цирк на Цветном бульваре в октябре 1880 года ), Марка Местечкина (одного из знаменитых режиссеров цирка ). Что-то в столярке, что-то на складе, что-то в бутафорке по цирку разбежалось, и сделаю себе кабинет". Но когда построили цирк, финны сдали здание уже вместе с готовым кабинетом генерального директора...

- А как же историческая мебель?

- Естественно, кабинет отца был весь под ключ сдан. Мебель финская, красивая, хорошая. Не ломать же. Законсервировалась сама эта идея на несколько лет. И вот только когда отца не стало, я начал собирать старую мебель. Кресло, в котором я сижу, это кресло Саламонского. И стол Саламонского. Шкаф стоял у директора цирка, а диван - у Марка Соломоновича Местечкина в кабинете. Стулья потом докупил. Что-то изготавливалось на заказ, чтобы арт-деко соблюсти. Только соответствующих светильников подобрать не удалось. Я искал везде: в Европе, в России. Вроде как это ни о чем, поэтому не мешает. Есть и есть. Кстати, кресел таких у Соломонского было два. Одно кресло, по слухам, он проиграл в карты Гаэтано Чинизелли, владельцу цирка в Санкт-Петербурге. Оно сейчас у них стоит в музее. Только не реставрированное.

- Максим Юрьевич, мы заходим в кабинет вашего отца, где собрано огромнейшее количество памятных вещей. Что для вас из этой коллекции самое памятное?

- Каждая вещь в этом кабинете ассоциативна, каждая имеет свою историю и напоминает о его жизни. Мы не стали ничего менять – вся обстановка кабинета сохранена точь-в-точь такой, что была при Юрии Никулине. Как будто бы он ненадолго вышел и совсем скоро вернется. Сейчас это помещение используется не как кабинет директора цирка, а больше как место для встреч и общественная приемная. Рабочий кабинет директора - напротив. В «коллекцию» отца после его смерти были добавлены несколько вещей. К примеру, его боевые награды, немного фотографий и статуэток клоунов, которые ему продолжают дарить поклонники и друзья. Может быть, прозвучит пафосно, но все предметы кабинета Юрия Никулина еще хранят «тепло его рук».

- Клоун - одна из главных цирковых профессий. Сложно ли вам, как директору и сыну великого артиста, видевшему немало его супер-аншлагов, оценивать уровень современной клоунады?

- Главный критерий: смешно - не смешно. Но, как и в любой другой профессии, есть свои нюансы. К примеру, клоун-мим Леонид Енгибаров не вызывал у публики очень уж бурных приступов смеха. Он был «грустным клоуном» и заставлял людей через грусть думать, а Олег Попов («Солнечный клоун») и Михаил Румянцев (Карандаш) - это буфф-клоунада. Их работа основана на резком преувеличении, гротеске, окарикатуривании действий людей. Никулин-Шульгин - это коверные, их основная работа - между номерами. Вот они заставляли людей гомерически смеяться.

В цирк Никулина мы стараемся приглашать артистов клоунады с самыми интересными и лучшими номерами. Конечно, артистов этого жанра очень мало. Клоунада – это уникальная профессия и единственная в мире, которой нельзя научить. Для нее надо родиться, пронести по жизни, состояться и «родить» на манеже. Оценка работы артиста может быть разной. Бывает и такое, что нам с режиссером показывают номер, мы в нем сомневаемся, но ставим в программу и, волнуясь, смотрим на реакцию зала. А он от хохота «рвется» на куски. Отлично понимаю, что работа клоуна перед комиссией, когда зал пуст, это серьезный экзамен: сидят взрослые люди, серьезные, неулыбчивые… Страшно работать. А когда зал полон зрителей, идет обмен энергетикой.

- Считаете ли вы, что дети - главные «ревизорро» цирковых программ ?

- Конечно! Рассказывали, что в советские времена для тех, кто ставил елки в Кремлевском дворце съездов, самым «страшным» человеком был внук Виктора Гришина – члена политбюро ЦК. Партработник всегда приходил на сдачу новогоднего спектакля с внуком. Как правило, ребенок во время представления засыпал. Когда новогодний спектакль подходил к концу, заботливый дед спрашивал: понравилось или нет. И все, начиная от режиссера до артиста, ждали, что скажет этот мальчик. Если ребенок говорил, что елка была интересной, то Гришин подписывал разрешение, если мальчик говорил, что скучно, то спектакль «заворачивали» и приходилось все представление переделывать. Но рациональное зерно в этом есть.

- А ваши внуки приходят на спектакли, вы прислушиваетесь к их мнению?

- Внучка еще маленькая, а вот внук уже «тертый» . Каждый раз спрашиваю его о том, что больше всего понравилось. Это не значит, что его мнение может повлиять на какие-то точки зрения, но для меня лично оно всегда особо интересно. О том же, что нравится или нет зрителю, нам рассказывают главные «носители информации цирка».

- Это кто?

- Главными носителями информации в цирке всегда были билетеры. Они первыми слышат отзывы выходящих с представления зрителей. Поэтому мы всегда знаем из «первых рук», что понравилось, а что нет.

- Поменялся ли зритель за последние годы?

- Он стал более требовательным. То, что показывали 20 лет назад, сегодня никто бы не стал смотреть. Современный цирк существует на грани нескольких видов искусства: балет, драматургия, костюмы, свет-звук и главная составляющая – цирковые номера. Это большая работа мастеров не только циркового жанра. Скажу только про музыку – в нашем цирке звучит исключительно авторская музыка, которая пишется специально под наши программы.

- Цирк Никулина – это классические постановки. Можно ли сказать, что когда-то на вашем манеже пройдет шоу?

- Наша философия – классический цирк со своей историей. Мы выбрали ее сознательно. Я бы назвал ее «классик – модерн». Это не значит, что мы не будем ставить спектакли, опыт постановки которых у нас уже был. К примеру, сейчас мы рассматриваем предложение итальянского режиссера Антонио Джарова , который три года назад ставил у нас спектакль «Карнавал». Это была венецианская тема, которую тепло встретил столичный зритель. Конечно, надо меняться, не надо быть одинаковым, но и не нужно бросаться в крайности. Надо следовать четкой линии. Наш зритель, приходя в цирк Никулина, всегда уверен, что это будет качественный цирк, красиво и интересно, а что именно они увидят - пусть это будет интригой.

- Если говорить о новой программе – сложно ли было выбрать режиссуру Даши Костюк?

- Про нашу совместную работу можно сказать так: мы шли друг к другу давно. Когда Даша показала свою последнюю версию режиссуры новой программы – мы поняли, что это то, что нужно для нашего манежа. В ее программе виден автор, его отношение к программе. Это не просто дивертисмент, а продуманная вещь. В каждом номере своя история, свое мастерство и своя драматургия. Впрочем, говорить о программе – совсем пустое дело, так же как и смотреть цирк по телевидению. Надо прийти сюда, окунуться в эту энергетику и тогда смотреть. Цирк – это уникальное пространство.

- Если говорить о планах на будущее?

- Мы начали подготовку к 2021 году, когда будем отмечать 100-летний юбилей со дня рождения Юрия Никулина. Мы хотим объявить 2021-й «Годом Никулина в цирке на Цветном» и специально для этого подготовить программу, которая будет называться «100». Это будет очень серьезный технологический прорыв, где будут задействованы графика и проекция. Всех секретов раскрывать не буду, скажу лишь, что это будет очень зрелищно.

#Цирк

Читайте также:
IMG_4024
pfktccrbq1
IMG_4009
О нас:

Что в современном мире может вас удивить,  над чем заставить задуматься? 

 

Большинство этих эмоций мы получаем во время ОТДЫХА!

 

Главной нашей целью при создании этой площадки была возможность  рассказать своим друзьям об интересных местах для отдыха, новостях туриндустрии, гостиничном сервисе, а  также расширить  границы для "путей навстречу приключениям" по дорогам путешествий, легко и непринужденно флиртуя с жизнью...

 

Поиск по тегам

© 2015- 2018  Путевые заметки. Турблог  Чичериной